Пандемия меняет нашу жизнь и правила бизнеса. Пришлось ли приспосабливаться к новым условиям производителю самого популярного продукта в кризис, рассказывает президент компании «Мистраль Трейдинг» Беслан Агрба.
— Пандемия повлияла надеятельность компаний вовсех отраслях. Как среагировал продуктовый рынок?
— Когда только появились слухи опандемии, люди активно бросились, как это обычно бывает вкризисных ситуациях, закупать продукты,— впервую очередь продукты длительного хранения. Кажиотажному спросу вмарте никто небыл готов: нисети, нимагазины, нипроизводители, никто. Номне кажется, что вцелом рынок отреагировал адекватно той волне, которая была впрессе икоторая обрушилась напотребителя.
— Как эта ситуация отразилась навашем бизнесе?
— Когда яобщаюсь сбизнесменами издругих отраслей, находящихся сейчас вкризисном состоянии, ястараюсь скромно молчать. Мыв марте перевыполнили план, наверное, на80% отожидаемого, амоглибы, возможно, впять-шестьраз. Отсетей были какие-то просто невообразимо большие заявки. Вплоть дотого,что, как всоветские времена, звонили владельцы крупных сетей лично мне иговорили: «Слушай, старик, нудай без очереди». Забавные были ситуации. Вначале апреля ажиотаж постепенно стал спадать. Потребители насытились. Они набрали запасы натри-четыре месяца вперед исейчас немножко замерли. Ноторговые точки исети, помня этот ажиотаж, теперь хотят наполнить свои закрома, поэтому заказы продолжают поступать, хотя продажи уже нетакие высокие.
—Как, наваш взгляд, будет развиваться ситуация?
— Мыожидаем спад. Ядумаю, что вапреле мысработаем выше плана, ноуже вмае ииюне продажи будут ниже, народ уже успокоился, понял: вобщем, все работает, все есть. Что будет дальше, пока неясно. Все зависит оттого, как будет развиваться ситуация скарантинными мерами имерами поборьбе сраспространением вируса.
— Нафоне пандемии символом продуктовой корзины для выживания стала гречка. Выможете назвать еелидером продаж?
— Гречка действительно стала символом этого потребительского ажиотажа. Гречка итуалетная бумага. Среди круп нагречку пришелся основной спрос. Это наша традиционная культура. Только вРоссии истранах СНГ она пользуется такой популярностью— блюда изгречки готовят унас почти вкаждой семье.
Нуи рынок отреагировал, конечно,— цены стали расти. Государственные органы пытаются это регулировать, поддерживать определенный уровеньцен, нопервыми навысокий спрос реагируют фермеры, они начинают поднимать цены. Яих немогу осуждать заэто, потому что рынок гречки очень замкнутый, онсуществует только натерритории России иСНГ. Икогда большие урожаи, тоцены падают, фермеры ничего незарабатывают, ив такой ситуации государство имне очень помогает. Намой взгляд, государство должно былобы выработать какие-то меры, например продовольственной интервенции: когда большие урожаи, скупать гречку, организовывать запас иподдерживать таким образом приемлемый уровеньцен, акогда недостаточно урожая ицены растут, реализовывать запасы.
— Повлиялли спрос наоптовую ирозничную стоимость ваших продуктов?
— Досих пор мыдержали цены. Унас были запасы, долгие контракты. Когда уже нафермерском рынке гречиха игречка подорожали, мывсе еще работали настарых ценах. Носейчас вынуждены ихповышать, потому что цена натуже гречку упроизводителя выросла задва месяца с36руб. закилограмм (плюс-минус) до60руб. Тоесть почти вдвое. Мывзяли насебя часть этого повышения, исейчас поднимаем цены насвою продукцию примерно на20%. Мыне можем этого неделать, иначе нам придется остановить поставки.
— Валютные скачки отразились навашем бизнесе?
— Еще одна «радость». Укаждой компании валютная составляющая присутствует. Унас есть продукты, которые мыпроизводим целиком изроссийского сырья, ивалютная составляющая здесь минимальная— только амортизация оборудования, может быть, упаковка какая-то особенная. Ноесть продукты, которые частично мыделаем изимпортного сырья. Унас довольно большой ассортимент: помимо гречки ипростого краснодарского риса мыпродаем экзотические крупы: киноа, рисы изразных стран— Индии, Вьетнама, Таиланда. Ивалютная составляющая всебестоимости этих продуктов колеблется от60 до80%. Мытакже являемся субдистрибьюторами некоторых продуктов, атам этот показатель составляет примерно 90%. Торговые сети нас сдерживают, правительство пытается сдерживать всех, кто пытается сразу отразить наценниках изменения валютного курса. Тем неменее мывынуждены, конечно, повышать цены, исо временем это будет отражаться наполках.
— Из-за коронавируса страны вводят ограничения наэкспорт ключевых товаров. География ваших поставок изменилась?
— Унас был небольшой экспорт, носейчас мыничего неэкспортируем. Иповышенный спрос внутри страны перекрываетвсе, что мытеряем наэкспорте. Есть определенные проблемы симпортом, номы стараемся ихрешать. Например, Вьетнам закрыл вывоз риса, частично карантин объявлен вИндии. Ноу нас покаждой позиции всегда несколько поставщиков. Перу закрыт, ноУругвай иАргентина работают. Ситуация держит нас втонусе изаставляет искать новые решения.
— Какие новые форматы организации торговых пространств появятся вближайшем будущем?
—Все, что связано сменьшим количеством контактов, сменьшим скоплением людей, сдоставкой ис приближением продукции кпотребителю каким-то иным, бесконтактным образом. Мысейчас тестируем разные варианты. Например, унас есть кондитерская продукция, которую мыможем предлагать ввендинговом варианте. Сегодня эти аппараты предлагают нетолько снеки, нои продукцию длительного хранения— заморозку, пиццу, все что угодно. Итеперь ихустанавливают нев офисах, ав подъездах домов. Мыпрорабатываем ассортимент. Насколько язнаю, сейчас «Азбука вкуса» занимается подобным проектом, ине толькоони.
— Офлайн-магазины исчезнут?
— Яне думаю. Если мывернемся кпрежней жизни, они останутся. Это определенная культура потребления: тыпришел, посмотрел наполки, что-то выбрал, повертел, покрутил. Это привычка, это времяпрепровождение.
— Сегодня многие успешные компании активнее занимаются благотворительностью. Что вэтом направлении происходит увас?
— Унас идо пандемии было много благотворительных проектов. Всложившейся ситуации мыв первую очередь заботимся олюдях, нуждающихся вмедицинской поддержке, ипрестарелых. Мысейчас помогаем пяти фондам, делаем для них продуктовые наборы. Это «Подари жизнь», «Вера», «Русь», «Милосердие» и«Перспектива».
Кроме того, мыпридумали проект нанашей платформе для жизни всамоизоляции— онлайн-чат сшеф-поварами ресторанов. Имможно задать задачку: обозначить имеющийся набор продуктов, аони, всвою очередь, должны предложить рецепт вкусного блюда. Это иразвлечение для всех, кто скучает вусловиях самоизоляции, иновый формат работы для поваров, ихработу мыоплачиваем.
—Что, наваш взгляд, должно сделать государство, чтобы защитить бизнес отбанкротства?
— Мне кажется, просто раздавать деньги ненужно. Явообще считаю, что всем работающим ничего ненадо раздавать. Помощь надо выдавать точечно— толькотем, кто потерял работу, чей бизнес пострадал. Ноглавное, ядумаю, государство сейчас должно больше помочь экономике, нежели чем стараться сберечь эти деньги. Сейчас важно необрушить экономику. Расконсервация может обойтись гораздо дороже.